Играть на саксофоне или наступать на грабли.
Играть на саксофоне – это просто.
Это так, если знаешь где лежат грабли. Играть на саксофоне стройно – это сложно до невозможности. И высококлассного саксофониста отличает не только красивый тембр звука и его насыщенность, но и безукоризненный строй. Когда ты получаешь первые звуки на саксофоне, – то красивая и стройная игра в задаче просто не стоит по-умолчанию.
Однако, проходит время, (и иногда очень даже не мало), когда возникает вопрос, – а почему не получается идеально строить под минус, не говоря уже – под другой саксофон, или любой музыкальный инструмент? – Почему, играть на инструменте этюды и упражнения -соло- получается нормально, а когда – под минус,- “кошки разбегаются”? – Я не буду давать полезные советы (раздаю только вредные советы) о том, как играть на саксе правильно. – Я этого сам не очень ещё знаю. – Я могу пока только сказать, как играть – неправильно. – В этом я поднаторел гораздо больше. Итак, – внимание, – грабли!! Первые попытки сыграть гамму нетвёрдыми звуками упираются в неизбежную “подстройку” губами. Отчего они (эти губы) сильно напрягаются, мгновенно устают и выделяют то, чем можно захлебнуться, если не вовремя вдохнуть.
Грабли номер два. Когда слушаешь или читаешь про постановку правильного дыхания, никоим образом не связываешь это со звукоизвлечением. (Типа, – я и так не задыхаюсь, – чего там ещё надо?!) Но, оказывается, “дыхание”, а, тем более, – “правильное дыхание” – напрямую связано и со звукоизвлечением, и с его контролем, и с его тембром и т.д. Почему? Потому что под этим имеется в виду поддержание в полости органов дыхания необходимого по плотности воздушного резонирующего потока (столба), за счёт которого и происходит весь процесс. А мы, вместо того, чтобы научиться организовывать в себе этот самый важный и сложный процесс, начинаем губами сжимать трость и пытаться продуть в эту зауженную щель. И при этом пытаемся найти “своё место” на мундштуке и мундштука – на эске.
А то, что саксофон не звучит, – это “не важно, самое главное пальцы и ноты чтобы сыграть хоть какую-нибудь простенькую мелодию”. И вот руки уже учат пассажи, а звука как не было – так и нет. Вернее, он, как бы есть, – играем же мы “Бесаме мучо” и колыбельную… Но только всё чаще слышим, – “тебе бы с преподавателем позаниматься…а то.. – что-то “не то”. Ты думаешь, – это я просто, потому что – тихо играю на саксофоне. Вот как выучу “День Победы”, как выйду на 9 Мая во двор, – как Д-Дам! А давалка-то и не выдаёт. А то, что выдаёт, – “уплывает ввысь” и чем выше, – тем хуже. И вот тогда начинаются хождения по граблям.
Итак,- “Три”! : – прежде чем покупать саксофон и начинать играть на нём, найдите не только время, – но и место соответствующее для своих занятий! Чтобы не приходилось “глушить” собственный, с таким трудом извлечённый первый звук. “Четыре”!!! – прежде чем отдавать деньги за инструмент, как бы мало их у Вас за него не просили, – найдите мастера, который эти самые саксофоны умеет ремонтировать и подружитесь с ним. С этого вообще, – я бы посоветовал, – начинать надо. Остальное приложится само.
Почему? Да потому что, каким бы в жизни вы бы не были замечательным инженером, слесарем, автомехаником, и т.д. – у Вас нет той специфической базы знаний о том как “делается” звук на саксофоне. И самостоятельно Вы не найдёте даже грубый механический дефект. А уж оценить строй крой и механику… мундштук, трость, звучание… Выбрать то, что подойдёт для начала, и чтобы не стало причиной конца, – самому просто невозможно. Так что, найдите толкового мастера и хорошенько с ним подружитесь!
И, подытожив, – Вы не представляете, какие баталии бывают между мастерами и разными “специалистами” по саксофонам!! – Я был даже свидетелем тому и не один раз! Как разбирать, как собирать, как диагностировать и какие виды неисправностей,.. паять, регулировать и настраивать (это разные вещи), какие резонаторы, какую смазку, клей, припой… пробку.. лак.. Короче, в медицине споров меньше, – однозначно. Там либо ты жив, либо ты мёртв. Либо вскрытие показало, что пациент умер от вскрытия. Одно только точно могу сказать, – Вы не пожалеете ни о чём, когда начнёте играть на этом инструменте, потому что саксофон – это не только музыка… Это другая планета жизни твоей души.
И смотрите под ноги, не наступайте на грабли!