Мундштук. Совет второй.

Итак, – продолжим!

Предыдущая часть тут.

Доработка мундштука.

   Если при проверке плоскости стола обнаружились недочёты в виде просветов, неполного прилегания или “горбинки”, то мундштук просто необходимо доработать. (Ну, или убить окончательно, – если не повезёт). Для этого нужны навыки работы со слесарными инструментами и, собственно, руки. Если мундштук сильно искривлён, что возможно, но только если его до этого уже пытались “починить”. Либо если в Солнечном Китае глаза не справились с яркостью света и окончательную шлифовку проводили уже с закрытыми глазами. (Чем ещё объяснить закрученный в виде спирали мундштук, который я получил через Али-Экспресс.)

mundshtyk-dlya-saksofona  Так вот, в этом случае, когда необходимо будет полностью перешлифовывать опорную плоскость стола, – отложите этот мундштук в самый дальний ящик. Потому что для такой операции необходим опыт и приспособления, каковых у Вас пока нет. И вы пока не сможете правильно доработать этот мундштук. Если же плоскость в своей “массе” имеет место прослеживаться, но что-то где-то вызывает сомнения, то – Приготовьте шлифовочную поверхность в виде мелкой наждачной шкурки и стеклянной поверхности, на которой эта шкурка наклеена.  Я пользовался водостойкими шкурками для малярных работ от 300 до 800 номеров зернистости на тонкой бумажной основе. В качестве опоры брал тарелку из микроволновки из жаропрочного стекла. Она по краям имеет обычно небольшой бортик, а в середине абсолютно плоская.

Шлифовка мундштука.

   И вот, с водой, “намокрую”, зажав нервы в кулак (мысленно), сделав маркером штриховку в виде сеточки на плоскости, я начал пробовать. Предварительно, это обязательно, необходимо сфотографировать боковую проекцию мундштука, где будет видна кривая “закругления” и расстояние от начала закругления до носика. Это будет картинка фейса. И измерить первоначальный размер расстояния высоты носика от плоскости крепления трости (в просторечии “пасть”). Эти три величины собственно и составляют вместе ту “композицию”, которая заставляет саксофон звучать именно тем звуком, который присущ будет только этому мундштуку.

   Конечно, воссоздать эти параметры точно, какими они были до, – невозможно. Но можно придерживаться “близко к тексту”, или, если есть уже опыт, пробовать свои комбинации. Мастера рефейса имеющие большой опыт, с одного взгляда могут сказать – как играет ваш мундштук. В сети я потом нашёл ролик, где подобная операция доработки мундштука была расписана более красноречиво, так что, не поленитесь и поковыряйтесь в интернете, – не пожалеете.

На что обратить внимание при доработке мундштука.

   Значит, какие опасности нас тут подстерегают. Самое плохое, это неправильными движениями и нажимом ещё больше испортить наш мундштук тем, что “уведём” плоскость в другую “плоскость”, которую уже исправить без приспособы очень сложно. И чтобы этого не произошло, следуйте таким инструкциям: Мундштук нужно “вести” по шлифовочной плоскости плавно, без нажима, носиком вперёд и каждый раз, в конце проводки поднимая его и по воздуху возвращать в исходное положение.

   Через три- четыре проводки посмотрите по остаткам маркера где происходит снятие (стирание) того, что выступает. Держите мундштук сверху так, чтобы усилие лёгкого прижима приходилось  на середину и было постоянным. Если вдруг вы увидите, что ваша наждачка оставляет заметные царапающие следы вместо “пятен контакта” – поменяйте шкурку на более мелкую. Напильником я тоже пользовался, – но: Плоскость напильника, как оказалось, вещь очень капризная. И в магазине я не сразу выбрал себе достойный. Да и по номеру не часто встретишь подходящий личной напильник окончательной доводки. А “зубастым” можно только сделать ещё хуже. Особенно, если материал – пластик или эбонит.

Предварительная проверка мундштука.

   Так вот, как только пятно контакта займёт всю основную плоскость, шлифовку можно прекратить и перейти к оценке соответствия этой плоскости (иногда совсем уже в другой плоскости) боковых рельсов. Если нет заметного “увода” и не появился ступенчатый переход перед “закруглением”, – самое время попробовать поставить любимую трость и “дунуть”, не забыв проверить “компрессию” (всосать до залипания трости и заткнув при этом хвостовик). Нормальная компрессия выдерживает от одной до двух секунд, прежде чем трость с характерным щелчком оторвётся. Если трость совсем не держится под вакуумом или держится  меньше секунды, – ищите причину, где “подсасывает” воздух. А когда нашли, – не спешите. Не спешите “резать”. Прежде чем что-то отрезать, подумайте как это сделать так, чтобы сохранить общую начальную геометрию закругления рельс, которую потом вделать такой как была, уже может и не получиться. 

   Далее. Допустим, трость заиграла и разница Вас заставила приятно удивиться. Кстати, лёгкая шлифовка стола мелкой шкуркой не повредит даже фирменному мундштуку, и сгладив еле заметные следы от фрезы, которой изначально на станке создалась это рабочая плоскость, – хуже не будет. – Мундштуку это добавит яркости за счёт увеличения пятна контакта трости, которая передаёт колебания через это пятно. На альтовом Riko B3 который абсолютно новым меня заставлял изрядно напрягаться и издавал резкий, пронзительный звук, после лёгкой шлифовки стола заиграл так, что я себя зауважал почти так же как когда бросил курить! – А, – всего-то, несколько лёгких движений по мелкой наждачке, – снять заусенцы – и всё!

Фейс мундштука

Фейс мундштука.

   Теперь в двух словах о “фейсе”.. Высота поднятия, кривая “закругления” и величина от носика до начала “скоса” сильно влияют друг на друга. И, чтобы не натворить чудес, надо стараться соблюдать те пропорции, которые были изначально. Если, конечно, не требуется менять “номер” (величину пасти). В этом случае нужно знать, что с увеличением открытости пасти, нужно увеличивать и расстояние от носика до начала скоса. Но делать  нужно это очень вдумчиво и постоянно пробуя на “продув”. Из своего опыта скажу, – что чем длиннее это расстояние, тем легче берутся “низа” но теряется тембристость. Повышается звонкость и яркость, становится легче продувать, но … 

   И ещё, – опять же из опыта, – Добыл я фирмовый мундштук, б\у, разумеется, и начал его пробовать. Сразу в уши бросился его тембр, красивый такой… но звук был глуховатым. И очень неохотно брались Си и Си-бемоль, что внизу, что во второй-закрытой. – Ну, выбешивало просто, что вместо нормального звука на этих нотах были противные дребезжащие подобия.  Естественно, – стал присматриваться. – А это металл, посеребрённый Сельмер, винтаж.  

Вот как бывает.

   Я даже не думал, что в нём может быть косяк. Грешил на трости и на свои навыки. Но потом, взяв лупу и присмотревшись, увидел сточенные рельсы вместе с передней кромкой с целью увеличить пасть. Пасть они увеличили, но при такой небрежной доработке мундштука, нарушили весь баланс фёйса!  Я, уже имея опыт, решил попробовать плавно вывести “кривую” в сторону “плавности”, убрав этот яркий “загиб” на конце, увеличив при этом расстояние от кончика до начала закругления. 

   А что делать? – Пришлось снимать посеребрённый металл! Но, какова была моя радость, когда я услышал такой звук, что … у меня даже манера звукоизвлечения сместилась в сторону более профессиональной (от живота). Сакс запел!! – Запел по-настоящему! – Как певцы поют, – так и он начал петь! Что там петь.. он у меня просто зарыдал вместе со мной! Ну, да сейчас Алла на нём играет. – Понимаете. А я на неё “поддавливаю” чтобы работала над красивым звуком и правильно старалась делать подачу. – Это даже на видео слышно, где “начало”. То-есть, правильный мундштук, – это тоже очень важно!

В заключении.

   Ещё хочу заметить.. – величина “выпуклости”, в смысле радиус конкретно влияют на тембр и у каждой фирмы свои сочетания (тут ещё мост имеет важное значение при этом). Но чем площе эта “выпуклость, тем легче звукоизвлечение и сам отклик, а чем “круглее”, – тем звук более мясистый, но тугоплавкий. И чтобы этот момент скомпенсировать, стали экспериментировать с мостами. И теперь открытость пасти на мостовом мундштуке совсем не говорит о том, насколько он будет нелёгким на продув. Потому что мост заметно снижает этот эффект в сторону добавления яркости и звонкости. – Это чисто мои наблюдения, если что.  Ну, на сегодня – всё. Завтра расскажу как можно издеваться над тростями и где у них слабое звено. )

Поделиться в соцсетях:

Читайте также:

1 комментарий

  1. Нет слов, глубоко копнул. Столько информации… Кому-то точно счастье привалило!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *