Как выбрать саксофон.

Рекомендации по вопросу выбора саксофона для начинающих музыкантов.

   Как выбрать саксофон новичку? Посоветуйте, какой выбрать саксофон на начальном этапе. Какой саксофон мне подойдет для обучения? Какой саксофон лучше? Достаточно часто сталкиваюсь с подобными вопросами и до сих пор не мог ответить однозначно. Более того, не стану отвечать однозначно и в этой заметке, и не по тому что просто не знаю, а скорее всего по тому, что однозначного ответа на вопрос какой выбрать саксофон просто не существует.

   Вы скажете: “Ну как же? В поисковиках есть очень много рекомендаций и советов по выбору музыкальных инструментов и саксофонов в том числе!” Тогда к Вам мой встречный вопрос: “Почему же Вы читаете эту заметку? Почему же Вы ещё не определились с выбором инструмента?” И вот на эти вопросы у меня как раз и есть ответы! Ведь ваш выбор никто не сможет сделать лучше чем вы сами, да и ответственность за это не следует возлагать на других. Но как принять правильное решение?

Давайте разберёмся вместе.

   Итак, Вы начинающий или опытный музыкант, но пока ещё будущий саксофонист, ученик опытного педагога или самоучка. Вы уже представили себя на сцене, концертной площадке, в кругу друзей, в составе музыкального коллектива или просто гордо стоящим с саксофоном в руках под восторженными взглядами ваших поклонников? Нет? Тогда срочно представьте…

   Во что и как одеты, как гармонирует ваш саксофон с вашим амплуа, достойно ли вы будете выглядеть на фото в соцсетях или на рекламном плакате вашего концерта? И не надо улыбаться, я вполне серьёзно. Представили? Поздравляю, вы впервые увидели СВОЙ саксофон. А цвет запомнили? Внешний вид инструмента? С чего то же надо начинать делать выбор, то почему бы не того, как должен выглядеть ваш саксофон. Скорей всего в продаже вы встретите “золотой” или “серебряный”, изредка разукрашенный, я называю “воронёный”.

С чего начать? Внешний вид саксофона.

Золотой.
Серебряный.
Воронёный.

   Ещё вы обязательно встретите в продаже такую категорию саксофонов как Б/У (бывший в употреблении) “потрёпанный”, они могут быть всех трёх выше обозначенных расцветок и возможно больше. Почему внешний вид инструмента это важно? Во первых, это пока что единственный критерий по которому можно сделать выбор, а во вторых инструмент должен вам нравиться! Ведь именно с ним в руках вы проведёте по крайней мере первые месяцы репетиций.

   Давайте рассмотрим каждую категорию с точки зрения нашего выбора.

Золотой

   Полностью соответствует общепринятым понятиям о саксофоне. Выглядит эффектно. Если вы держите в руках такой музыкальный инструмент, ни у кого не возникает сомнения в том что вы саксофонист. Покрытие лак. Требует бережного отношения, регулярного ухода, так как при изнашивании теряется внешний лоск, а восстановление в исходное состояние трудоёмко, достаточно проблематично и дорого.

Серебряный

   Встречается реже чем золотой. Выглядит скромнее, ведь серебро это не золото, а уже только второе место))). Покрытие менее требовательно к уходу и не так капризно как лак. Для восстановления в исходное состояние необходима полировка, что при наличии прямых рук возможно даже в домашних условиях.

Воронёный

  Выглядит очень эффектно, броско и дерзко. Притягивает взгляд. Подчёркивает индивидуальность владельца. Покрытие лак. Имеет те же минусы что золотой. По мере перехода в состояние Б/У потрёпанный, эта самая потрёпанность будет бросаться в глаза больше чем у других.

Потрёпанный

   Или Б/У. Внешний вид зависит от степени запущенности инструмента. В некоторых случаях подлежит полному или частичному восстановлению к исходному состоянию. Несколько понижает статус владельца во время фото сессии))).

   Попробуйте прямо сейчас расставить приоритеты выбора по этим категориям исходя из выше изложенного. Например: “Я хочу воронёный, если найду или если хватит денег или если не надо долго ждать поставку и тд.. Золотой как запасной вариант. Серебряный буду рассматривать в крайнем случае. Если нет, то буду искать среди потрёпанных сначала воронёный потом золотой и только потом серебряный.”

   Обращаю внимание на то, что внешний вид саксофона зачастую никак не влияет на его звук и исполнительское мастерство его владельца. А первый урок по психологии принятия решений вы уже прошли.)))

Разновидности саксофона.

Сопрано саксофон.
Альт саксофон.
Тенор саксофон.
Баритон саксофон.

   Продолжайте представлять себя саксофонистом. Это, кстати, называется визуализацией. Мы часто пользуемся ей не осознанно. В некоторых случаях это очень полезный психологический приём. Обратили внимание на размер, габарит, калибр вашего будущего инструмента? Саксофоны просто бывают разные, сопрано, альт, тенор, баритон.. Есть ещё несколько, но они пока вам точно не нужны.

   Что важно в этом случае. Во первых от размера или калибра или габарита инструмента (вообще то это называется разновидность инструмента, иногда тип или вид) зависит общий внешний вид вашей персоны на презентации нового альбома или фото сессии! Забавно иногда выглядит, когда огромный двухметровый дядька гудит на малюсеньком изогнутом сопрано, или миниатюрная девушка едва удерживает на весу баритон. Это один из очень важных нюансов! Вы должны себе нравиться с саксофоном в руках и чувствовать себя комфортно. Во вторых вес. Это не маловажно. Во время регулярных занятий, с непривычки, у начинающих саксофонистов устает помимо всего прочего ещё и шея))). В третьих стоимость. Понятно что баритон того же бренда и спецификации будет стоить гораздо дороже альтушки.

Разновидности саксофона.

   Но самое главное при выборе типа саксофона это конечно же звук, тембр, голос. Не зря названия видов соответствуют градациям певческих голосов. Вот тут снова нужно остановиться и тщательно прислушаться к себе. Какой именно голос саксофона вам импонирует больше? Вспомните ваши любимые композиции, мелодии и выясните какой именно саксофон в них играет. Поищите музыкальные видео саксофонистов, понаблюдайте за исполнителями, внимательно рассмотрите их инструменты  Представьте себя играющем эту же мелодию. И поймите, тот ли звук вы ждёте от своего будущего саксофона.

Сопрано саксофон.

Альт саксофон.

Тенор саксофон.

Баритон саксофон.

Подробности:

Сопрано – пользуется спросом в основном у бывалых музыкантов, которые делают акцент именно на выборе звукового и тембрального диапазона инструмента. Сопрано обладает выразительным высоким тембром. Звучание чем то похоже на кларнет, если играть в среднем и нижнем регистрах, или английский рожок – в верхнем регистре. Чаще всего сопрано саксофон имеет не изогнутую форму похож на позолочённый кларнет, но встречаются и в классическом S образном исполнении. Строй саксофона сопрано – Си-бемоль (Bb), транспонирует на большую секунду вниз.

Альт – наиболее популярный инструмент. Это обусловлено широким предложением, ценой, компактными размерами инструмента. Более удобен для детей и женщин. Чаще востребован как часть духовой секции в оркестре. Используется практически во всех музыкальных направлениях и стилях, репертуар для альт саксофона представлен очень широко. Строй саксофона альта – Ми-бемоль (Eb), транспонирует он на большую сексту вниз.

Тенор – название говорит само за себя. Голос, тембр саксофона ощутимо ниже и несколько теплее в отличии от представленных выше альта и сопрано. Достаточно популярен у начинающих саксофонистов, как мужчин так и женщин, немного тяжеловат для детей юного возраста. Наиболее раскрывает себя в жанре блюз, это моё мнение, но чувствует себя абсолютно уверенно во всех остальных музыкальных стилях и направлениях. Строй саксофона тенор – Си-бемоль (Bb), транспонирует на большую секунду вниз через октаву.

Баритон – специфический инструмент, выбирают его в основном фанаты. Обладает богатым басовитым тембром, всегда впечатляет своим звучанием. Но, не лучший выбор для начала обучения в виду габаритов и специфики звукоизвлечения. Можно иметь его как дополнительный инструмент под специальные музыкальные задачи, или просто если очень хочется. Строй баритона – Ми-бемоль (Eb), транспонирует он на большую сексту вниз через октаву.

  Это важно!

 Над этим моментом думайте очень тщательно!!! Если внешний вид в каких то случаях можно исправить (почистить, покрасить, отполировать), то голос приобретённого саксофона исправить нельзя. А голос – это главное, этот инструмент как раз и отличается от остальных своим неподражаемым звуком, голосом, тембром. Если вы определились, то ваши требования должны звучать примерно так: “Я хочу саксофон тенор, воронёный. Золотой как запасной вариант. Серебряный буду рассматривать в крайнем случае. Если нет, то буду искать среди потрёпанных Б/У саксофон тенор, сначала воронёный, потом золотой и только потом серебряный.”

Бренды и марки саксофонов.

Selmer   Теперь немного поговорим о брендах и марках саксофонов, чем они отличаются и на что обращать внимание. Если вы планируете заниматься у педагога или в музыкальной школе, студии, то можете возложить ответственность за выбор бренда, марки саксофона на ваших преподавателей. Если вы бывалый музыкант, то можно спросить советов и рекомендаций у друзей саксофонистов. Но что делать если такой возможности нет? Вам придётся делать ваш выбор самостоятельно.

yanagisawa   Вы ещё не искали в сети материал по запросу “как выбрать саксофон”? Отложите на время эту заметку и попробуйте. Обратите внимание на выпадающие результаты поиска, заметили? Как выбрать ваш первый саксофон в основном рекомендуют всевозможные магазины, продавцы и торговцы. Надо полагать они точно знают какой инструмент вам нужен. ))) К стати, по моим наблюдениям продавцы чаще рекомендуют именно те инструменты, которые есть в наличии в их магазине и начинают как правило с дорогих. ))) Нет, иногда встречается информация и от специалистов, которые точно знают о чём говорят и что рекомендуют, но половина сказанного ими для вас будет мало понятна. Например: “…установлено ребро жесткости и двойной вал B и C-клапанов, которые обеспечивают дополнительный резонанс, имеется высокий клапан F#, передний клапан F и регулируемый упор для удобства…” Вам, тут всё понятно?

Так что же делать?

   Зайдите на страницу самого “растопыренного” онлайн магазина по продаже музыкальных инструментов, какой сможете отыскать, и отсортируйте предлагаемые варианты инструментов по товару: “саксофон”, по типу “тенор”, по цене: “показывать сначала дорогие”. И теперь постепенно пролистывайте странички и наблюдайте за сменой брендов. Постепенно у вас сформируется градация, какие марки наиболее дороги, и вероятно качественны (хотя это не факт), а какие менее. Тоже правило действует и в обратном порядке, если “начать с дешевых”. Постепенно у вас сформируется рейтинг брендов, например: Selmer это круто, Yanagisawa или Yamaha тоже неплохо. В крайнем случае Roy Benson. (ссылку на бренд в сети так и не нашёл…)

Roy-Benson   Откорректируем ваш запрос: “Я хочу саксофон тенор, марки Selmer, если будет дорого, то выбираю Yanagisawa или Yamaha, надо ещё посмотреть по чём Roy Benson. Ищу конечно же воронёный. Золотой как запасной вариант. Серебряный буду рассматривать в крайнем случае. Если нет, то буду искать среди потрёпанных Б/У”. Принцип формирования вашего запроса вы уже уяснили? Просто добавляйте пункты приоритетов в порядке их значимости и сравнивайте каждый объект, на соответствие вашему запросу, двигаясь сверху вниз. В общем постепенно разберётесь.

Сколько должен стоить саксофон.

   Теперь о грустном. То есть о деньгах. Стоимость профессионального саксофона, престижной марки и топовой спецификации, вещь достаточно кусучая и основательно бьёт по кошельку. Я искренне рад за вас, если вы не испытываете финансовых затруднений и можете позволить себе купить дорогой инструмент не глядя на его стоимость. Но вы всё же не зря тратили время на предыдущие абзацы. Вам простой совет: сформируйте свой запрос согласно выше изложенной схеме и позвоните в самый разрекламированный онлайн магазин. Заказывайте саксофон сразу со всеми сопутствующими аксессуарами и доставкой. В случае, если дело с обучением на саксофоне не пойдёт, у вас на стене будет висеть дорогой и оригинальный предмет интерьера. Им тоже можно похвастаться))). Грустная шутка.

А если серьёзно?

   А если серьёзно, то действительно следует взвесить финансовый риск от неоправданной покупки. В самом деле обучение может не пойти, интерес может пропасть, могут измениться жизненные обстоятельства и тд. По этому следует тщательно взвесить, какую именно сумму вы готовы потратить на приобретение саксофона и …….. сразу умножить её на два!!! Или хотя бы на полтора.

   Как показывает практика, так мы все устроены, мы хотим что то и ещё чуть-чуть. Вот это чуть-чуть и необходимо учесть. Кроме того, как уже было сказано выше, есть такое понятие как сопутствующие аксессуары. В некоторых случаях стоят они тоже существенно, по этому финансовый резерв необходимо предусмотреть.

   И так, ваш запрос: “ Я имею 500$ (250$ пока в резерве), хочу саксофон тенор, марки Selmer, если будет дорого, добавлю немного из резерва, или выбираю Yanagisawa или Yamaha, а может и Roy Benson. Ищу воронёный. Золотой как запасной вариант. Серебряный буду рассматривать в крайнем случае. Если нет, то буду искать то же среди потрёпанных Б/У”. Ну вот, основные пункты учтены, но вы можете добавить в эту схему и свои дополнительные условия. Всё выше сказанное подойдёт в том случае, если вы покупаете новый инструмент. С покупкой Б/У саксофона немного иначе, требуются дополнительные пояснения, но принцип выбора тот же. 

Не новый саксофон.

   Если вы решили научиться играть на саксофоне самостоятельно, и у вас нет возможности купить новый инструмент, то придётся искать саксофон бывший в употреблении, он же “потрёпанный” ))). Не стоит расстраиваться. Во первых, здесь полностью работает алгоритм выбора предложенный выше. Во вторых, Б/У инструмент гарантированно когда то уже был полностью работоспособен, играл, достойно звучал и радовал своего владельца, Вполне возможно, что и сейчас он остаётся в том же состоянии. И в третьих, у него есть своя история, а в месте с ней и характер!!!

   Я не зря поставил три восклицательных знака. История, жизненный опыт, собственный характер, свои предпочтения и капризы, возможно даже музыкальные подвиги. Если бы инструмент мог говорить, интересно, о чём бы он смог рассказать или о чём бы вы его спросили? Кто был его владельцем, как с ним обращались, что они вместе играли, как звучали, как на них реагировали слушатели, что у них получалось играть лучше, а что хуже, за что на него злился владелец, а за что хвалил, почему теперь он не востребован, и почему его продают в другие руки. Подумайте над этим, это важно.

Какой бы я выбрал саксофон.

   В большинстве случаев Б/У инструменты и выглядят и функционируют вполне достойно. Как правило продают их не случайные люди, а те, кто имеет некоторое отношение к музыке в общем, и к саксофонам в частности. Возможно это музыканты, которые обзавелись более подходящим инструментом, возможно организации, которые закупили партию новых инструментов и реализуют Б/У. Знаю нескольких мастеров по ремонту саксофонов, которые восстанавливают инструменты и выставляют их на продажу. По этому при покупке “с рук” следует обратить внимание на продавца. И обязательно с ним пообщаться. Он должен знать историю продаваемого инструмента, его особенности и характер. Постарайтесь разузнать всё как можно подробней. Чем подробней и откровенней будет ваш диалог с продавцом, тем с большей уверенностью можно будет рассматривать продаваемый инструмент. В идеале, если есть такая возможность, попросите продавца снять для вас видео.

   Это Николай Гуркин, музыкант, саксофонист и мастер по ремонту духовых инструментов из города Минска. Обратите внимание на то, что именно он демонстрирует в этом видео: марку, модель, внешний вид, работоспособность, ровность звучания инструмента, строй, звук, тембр. И главное, что вы видите в этом видео, то, что этот инструмент играет! А вам, как новичку, ни разу не державшему в руках саксофон, важно что бы он мог играть! Вы, впервые взяв в руки инструмент всё равно не поймёте разницы между дорогим брендовым, новым китайским или бэушным, слегка потёртым. Вы пока всё равно не умеете играть ни на каком из них. Но если он, продавец, смог сыграть на предлагаемом инструменте, то и вы сможете сделать то же, когда научитесь.

   В одном из эфиров задал вопрос: “как вы выбирали и покупали свой первый саксофон” своим друзьям коллегам саксофонистам-самоучкам. Вы можете послушать их истории в этом видео. Ну и воспользуюсь возможностью пригласить вас к себе на Ютуб канал. Заглядывайте на прямые трансляции, пообщаемся.

Weltklang саксофон выбрать
Мой саксофон.

   У меня никогда не было нового инструмента. Первый свой Weltklang  я привёз из армии в 1991 году. Там он служил в военном оркестре был разукомплектован (еску так и не нашли) и списан в утиль, по этому достался мне за 0,5 горячительного.

   Постепенно привёл его в порядок, доукомплектовал НЕ родной еской и “самодельным” мундштуком. Ну и приспособился на нём играть. За это время инструмент уже пережил три ремонта. Не очень критичных, скорее три обстоятельные профилактики, чувствует себя вполне уверенно, чем радует меня. Убедиться в том, что он до сих пор играет и у нас с ним почти полное взаимопонимание, можно на страничке Об авторе.

   Если бы мне сейчас пришлось выбирать саксофон для покупки, то я искал бы: Б/У инструмент старых проверенных брендов, выпуска до 2000-х годов, (тогда ещё не был принят принцип “запланированного устаревания”), с рук, у музыканта, который на нём играл сам. С сомнением бы относился к новым инструментам, без продолжительного пробега и по не высокой цене. Обычно в таких ситуациях есть подвох. Сомневался бы и в китайском. Тут полная лотерея, если покупаешь без сопровождающего специалиста.

   Ну и не стоит игнорировать внутренне чутьё! Прислушайтесь к себе, внимательно присмотритесь к инструменту, продавцу, должно что то “ёкнуть” внутри вас… Если вы ищите не просто саксофон – инструмент для обучения, а видите в нём музыкального партнёра и друга, то он обязательно найдётся, и вы узнаете его! Желаю вам удачи!

Поделиться в соцсетях:

Читайте также:

комментариев 5

  1. Всё, что нужно знать начинающему музыканту!

  2. Спасибо за информацию.

  3. Спасибо.

  4. Сергей:

    Спасибо !Подскажите пожалуйста,не могу найти инфу,почему серебряный(цвет) дороже латунного??????

  5. Сергей, если честно впервые слышу о том что серебро ценится дороже… Но главный мой аргумент – уход за инструментом проще! Лакированное покрытие стирается, а его восстановление очень трудоёмкий процесс. в серебре достаточно полировки, а иногда и просто чистки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *