Смотри-ка, – грабли-и-и!!!

Играть на саксофоне – это просто!

Играть на саксофоне – это просто. Это так. Играть на саксофоне стройно – это сложно до невозможности. И высококлассного саксофониста отличает не только красивый тембр звука и его насыщенность, но и безукоризненный строй. Когда ты получаешь первые звуки на саксофоне, – то красивая и стройная игра в задаче просто не стоит по-умолчанию. Однако, проходит время, (и иногда очень даже не мало), когда возникает вопрос, – а почему не получается идеально строить под минус, не говоря уже – под другой саксофон, или любой музыкальный инструмент? – Почему, играя этюды и упражнения -соло- получается нормально, а когда – под минус,-  “кошки разбегаются”?  – Я не буду давать полезные советы о том, как играть правильно. – Я этого сам не очень ещё знаю. – Я могу пока только сказать, как играть – неправильно. – В этом я поднаторел гораздо больше. Итак, – внимание, – грабли!! Первые попытки сыграть гамму нетвёрдыми звуками упираются в неизбежную “подстройку” губами. Отчего они (эти губы) сильно напрягаются, мгновенно устают и выделяют то, чем можно захлебнуться, если не вовремя вдохнуть.

 Следующие.

Грабли номер два. Когда слушаешь или читаешь про постановку правильного дыхания, никоим образом не связываешь это со звукоизвлечением. (Типа, – я и так не задыхаюсь, – чего там ещё надо?!)  Но, оказывается, “дыхание”, а, тем более, – “правильное дыхание” – напрямую связано и со звукоизвлечением, и с его контролем, и с его тембром и т.д.  Почему?  Потому что под этим имеется в виду поддержание в полости органов дыхания необходимого по плотности воздушного резонирующего потока (столба), за счёт которого и происходит весь процесс. А мы, вместо того, чтобы научиться организовывать в себе этот самый важный и сложный процесс, начинаем губами сжимать трость и пытаться продуть в эту зауженную щель. И при этом пытаемся найти “своё место” на мундштуке и мундштука – на эске. А то, что саксофон не звучит, – это “не важно, самое главное пальцы и ноты чтобы сыграть хоть какую-нибудь простенькую мелодию”. И вот руки уже учат пассажи, а звука как не было – так и нет. Вернее, он, как бы есть, – играем же мы “Бесаме мучо” и колыбельную… Но только всё чаще слышим, – “тебе бы с преподавателем позаниматься…а то.. – что-то “не то”. Ты думаешь, – это я просто, потому что – тихо играю. Вот как выучу “День Победы”, как выйду на 9 Мая во двор, – как Д-Дам! А давалка-то и не выдаёт. А то, что выдаёт, – “уплывает ввысь” и чем выше, – тем хуже. И вот тогда начинаются хождения по граблям.

Ещё!

Итак,- “Три”! : – прежде чем покупать саксофон, найдите не только время, – но и место соответствующее для своих занятий! Чтобы не приходилось “глушить” собственный, с таким трудом извлечённый первый звук.  “Четыре”!!! – прежде чем отдавать деньги за инструмент, как бы мало их у Вас за него не просили, – найдите мастера, который эти самые саксофоны умеет ремонтировать и подружитесь с ним. С этого вообще, –  я бы посоветовал, – начинать надо. Остальное приложится само.  Почему?  Да потому что, каким бы в жизни вы бы не были замечательным инженером, слесарем, автомехаником, и т.д. – у Вас нет той специфической базы знаний о том как “делается” звук на саксофоне. И самостоятельно Вы не найдёте даже грубый механический дефект. А уж оценить строй крой и механику… мундштук, трость, звучание… Выбрать то, что подойдёт для начала, и чтобы не стало причиной конца, – самому просто невозможно. Так что, найдите толкового мастера и хорошенько с ним подружитесь!

И, подытожив, – Вы не представляете, какие баталии бывают между мастерами и разными “специалистами” по саксофонам!! – Я был даже свидетелем тому и не один раз! Как разбирать, как собирать, как диагностировать и какие виды неисправностей,.. паять, регулировать и настраивать (это разные вещи), какие резонаторы, какую смазку, клей, припой… пробку.. лак.. Короче, в медицине споров меньше, – однозначно. Там либо ты жив, либо ты мёртв. Либо вскрытие показало, что пациент умер от вскрытия. Одно только точно могу сказать, – Вы не пожалеете ни о чём, потому что саксофон – это не только музыка… Это другая планета жизни твоей души.

Поделиться в соцсетях:

Читайте также:

комментария 3

  1. Олег,очень хорошая статья!С юмором и по делу.Спасибо!

  2. Действительно, всё так и есть! А как замечательно изложено! Спасибо, Олег, прочитал с удовольствием!

  3. Аааатличный обзор! ))) Практически оно всё так и есть. Очень сложно самому понять – что саксофон звучит не только сам внутри себя – вторая половина звучащего воздушного столба – она ВНУТРИ НАС!!! И их надо приводить в порядок и наилучший функционал и там и там. Ибо проблемы в одной половинке – неизбежно ведут к проблемам в другой. ))) Всем ОТЛИЧНОГО ЗВУКА!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *